Мужчина и надоевшие отношения

Заслуженный артист Белорусской ССР (1967)

Роман Филиппов родился 24 января 1936 года в Симферополе в семье актеров Ленинградского Большого Драматического Театра. Его мать, Анна Григорьевна Кудерман, умерла от родов, и до трех лет мальчика воспитывал его отец Сергей Александрович Филиппов и бабушка.

В 1939 году Сергей Александрович женился, и Роман переехал вместе с ним в Горький (теперь Нижний Новгород). Вторая жена отца, Ирина Сергеевна, не имела непосредственного отношения к театру, но много им интересовалась. Роман не планировал стать актером, увлекался шахматами, был очень компанейским парнем, много читал и очень хорошо знал литературу.

Как-то в Горький из Москвы приехал на гастроли Малый театр и знаменитую актрису труппы Веру Пашенную администрация школы, где тогда учился Роман, попросила прослушать учеников для определения сценического таланта. На кастинг явился и рослый, могучий десятиклассник Филиппов, в жизни говоривший густым оперным басом. Дождавшись своей очереди, он вошел в класс, где сидела за столом и что-то писала Пашенная. Он звучно с ней поздоровался. Гениальная актриса только вскинула на него глаза — и тут же выдохнула: «Все! Вы можете идти: сдавайте экзамены в театральное!».

В 1953 году Филиппов окончил среднюю школу, а через год стал студентом театрального училища имени Щепкина, где его педагогом оказалась именно Вера Пашенная. Окончив училище в 1957 году, Филиппов был принят в труппу Малого театра, куда он пришел полный надежд и с желанием много играть. Главным режиссёром театра был Михаил Иванович Царёв - блестящий, известный артист, и отношения между ним и Филипповым не сложились.

В 1960 году Роман Сергеевич перешел в Театр имени Пушкина к главному режиссеру Борису Ивановичу Равенских. Одновременно, в 1962 году, актер работал по совместительству во Всероссийском гастрольно-концертном объединении, где играл в спектакле «Пришедший в завтра» по произведениям Маяковского, поставленный Иоакимом Шароевым. Эта постановка получила высокую оценку в прессе и, прежде всего, актерская работа Романа Филиппова.

Несколько лет поработав в Москве, в 1962 году Роман Филиппов женился и переехал к жене в Минск, где служил в Белорусском государственном академическом театре имени Янки Купалы. Благодаря лингвистическим способностям, Филиппов быстро преодолел языковый барьер и стал одним из ведущих актеров этого театра. Здесь им были сыграны Белугин в «Женитьбе Белугина», Астров в «Дяде Ване», Сатин в «На дне», Журден в «Мещанине во дворянстве» и другие роли. Более того, Роман Сергеевич увлёкся белорусской поэзией, и занялся переводами. В белорусском телефильме «Крах» он сыграл Григория Распутина. За эту роль актёр был удостоен приза за лучшую мужскую роль на Первом международном фестивале телефильмов в Болгарии в 1968 году. За совокупность работ получил звание заслуженного артиста Белорусской ССР.

В 1969 году Роман Сергеевич вернулся в Малый театр и работал на его сцене до конца жизни, сыграв 32 роли. Царёв признал, что Филиппов - нужный актёр и они вместе играли в спектаклях. Среди театральных работ Филиппова были роли Глоба в «Русских людях», полковника Иванова в «Так и будет», Несчастливцева в «Лесе», Скалозуба в «Горе от ума», Борцова в «Пучине», Лотохина в «Красавце-мужчине», Осипа в «Ревизоре», Абрезкова в «Живом трупе», Скотинина в «Недоросле», Журдена в «Мещанине во дворянстве» и другие работы.

У него был удивительный дуэт в «Лесе» с Игорем Владимировичем Ильинским — Счастливцевым. Зал взрывался смехом, когда в спектакле «Ревизор» Весник-Городничий говорил Филиппову — Осипу: «Друг, у тебя очень хорошее лицо!». Свои роли Филиппов играл замечательно.

Роман Филиппов был большим острословом в жизни. Однажды перед вылетом на гастроли на Дальний Восток он сутки просидел в аэропорту «Домодедово», и изрек: «Это не Домодедово, а Детдомово!». А когда перегруженный самолет вяло стал набирать высоту, мокрый от духоты и жары Роман сообщил: «Так долго набирать высоту — это низость!».

В кино Роман Сергеевич дебютировал в 1954 году в эпизодической роли борца в фильме «Чемпион мира», а первая заметная работа у него состоялась только в 1959 году в фильме «Зеленый фургон», где актер сыграл роль Федьки Быка.

С первых же работ в кино Филиппов проявил себя как интересный комедийный и характерный актер. Обладая фактурной внешностью и фигурой, он исполнял, в основном, роли всевозможных здоровяков, наделяя своих героев тонким юмором и иронией.

Филиппов был острохарактерным актёром, обладавшим незаурядными внешними данными - мощной фактурой, низким голосом и ярким темпераментом. Он прекрасно справлялся с небольшими ролями в фильмах «Девчата», «Город мастеров», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Женатый холостяк», «Чародеи», «Дикая охота короля Стаха» и «Кортик».

Над могучим телосложением и голосом Романа Филиппова коллеги подшучивали: «Даже в крохотной роли не затеряется». Действительно, на сцене его нельзя было не заметить, и на экране тоже. В «Джентльменах удачи» у его героя зэка Николы Питерского было лишь две фразы, в «Бриллиантовой руке» – чуть больше, но эти эпизоды с Филипповым знали все зрители. К такому «ювелирному» мастерству Филиппов стремился много лет.

Один из первых эпизодов фильма «Джентльмены удачи», где Филиппов в роли зэка Николы Питерского «строил» героя Евгения Леонова, запомнился зрителям не меньше, чем похождения главных героев картины. Фразу Николы «А вам не кажется, что ваше место возле параши?» до сих пор с восторгом цитируют зрители. Великан с душой ребёнка – любимый кинообраз Филиппова.

Лучшими ролями Романа Филиппова на сцене стали Сатин в спектакле «На дне», Астров в спектакле «Дядя Ваня», Несчастливцев в спектакле «Лес» и Журден в спектакле «Мещанин во дворянстве». Об одной из работ актёра критики писали: «Такого внутренне сложного Несчастливцева, как Несчастливцев Филиппова, с таким богатством переливов и оттенков, мы увидели впервые. Он нет-нет, да и перевернёт душу зрителя непосредственностью интонаций. В нём живёт и безобидный юмор, но когда он в гневе, от его сарказмов никому не поздоровится… Многие в зале утирали слёзы».

В героях Филиппова привлекали душевная широта, щедрость, мягкость, почти детская способность увлекаться, хотя в жизни он мог показаться несколько инертным. На сцене его герои были скупы на жесты и слова. При своих природных возможностях ему ничего не стоило заполнить собой всю сцену, сконцентрировать на себе всё внимание зала. Но Роман Сергеевич понимал, что это самый лёгкий, но не лучший ход. Он учился владеть собою, своим телом, голосом, темпераментом, чтобы подчинять их задаче спектакля, не нарушать его художественной целостности.

В 1987 году Роман Филиппов был приглашен в ГИТИС преподавать художественное слово, а в 1988 году ему было присвоено ученое звание доцента. Актер свободно владел помимо белорусского, польским и немецким языками, играл на английском языке в спектакле «Peter the Great», на украинском в «Варшавской мелодии» в Киевском академическом театре.

Роман Сергеевич был очень разносторонним человеком – писал стихи, играл на бильярде, был кандидатом в мастера спорта по шахматам, имел первый разряд по фехтованию. Принимал участие в озвучании мультфильмов, был автором текстов к песням из кинофильмов.

У него была целая серия стихов. Вот, к примеру, стихотворение «Масленица»:

Я изучаю стол накрытый
То с той, то с этой стороны.
Сегодня с волчьим аппетитом
Пришел я в гости на блины.
Из кухни слышен звон посуды,
В кругу закусок всех мастей
Там огнедышащие груды
Блинов готовят для гостей.
Не в силах справиться с волненьем,
Я отошел, стою в углу,
И ожидаю с нетерпеньем,
Когда же пригласят к столу.
Вот вкусом жирным, душным, едким
Пахнуло вдруг со стороны –
В судке, накрытые салфеткой,
Несут! Несут! Несут блины!
От запотевшего графина
Я глаз не отрывал давно –
Незаурядная картина! Ее б тотчас на полотно!
Рубинами икра сверкает,
Сметана, белая, как снег,
Икру собою оттеняет,
Манит, и тает человек!
Трактат о первой рюмке водки
Я б написал — глоток слюны,
Слюна во рту, на подбородке,
Но к черту водку! Ждут блины!
Иные люди без понятья
Блин режут, вилкою едят!
Блины люблю руками брать я,
В том есть особый аромат!
Свернешь в трубу, приправишь рыбкой,
Набьешь туда сардин иль шпрот –
И вот с блаженною улыбкой
Его препровождаешь в рот.
И вот, друзья, в мгновенья эти,
Когда во рту кусок блина,
Жизнь ощущаешь в новом свете,
Она насыщена, полна!
И все в ней чисто, полно, ясно,
Досыта ешь и вволю пей!
Да, Масленица, ты прекрасна!
В году таких немного дней!
Часы летят, закуска тает,
Собака лает со двора,
И вот до Пасхи наступает
Поста унылая пора!

У Филиппова была прекрасная память. Он даже жаловался, что помнит все, что учил наизусть: от «дедушка, дедушка, сделай мне свисток» в школе до целых страниц из истории КПСС, которые он просматривал перед экзаменом и потом старался говорить не буквально по тексту. С большим вниманием читал детективы на польском языке, осторожно перелистывая маленькие страницы своими большими пальцами. При желании мог говорить по-немецки, причем без акцента. Участие в шахматных баталиях по радио, по газетам принесло ему славу блестящего шахматиста и друга гроссмейстера Алексея Суэтина, с которым он познакомился в Белоруссии. Актер Виктор Борцов рассказывал: «Он был настолько разносторонен, это шахматы все время, на уровне мастеров, Суетин в гримерке, еще какие-то мастера там, это все во время спектакля. Тут же преферанс. Он оставил стихов столько, посвященные полтруппе. Очень смешных, и когда банкет, всегда — Рома, прочти».

Роман Сергеевич участвовал в концертных программах «Верую», «Смеяться, право, не грешно», «Вечер советского рассказа». В начале 1970-х годов было решено назначить Романа Филиппова главным Дедом страны, поздравляющим всех советских детей на самой престижной — Кремлевской — елке. И он добросовестно играл эту роль 20 лет своей жизни. Поздравлять детишек с Новым годом в Кремле было не менее почетно и ответственно, чем трудиться на серьезной партийной работе. Поэтому согласия актера занять должность главного Деда Мороза никто не спрашивал: ему просто сообщили о «назначении». Зарплата Деда составляла астрономические для советских времен 800 рублей, а в Кремль его отвозила комфортабельная «персоналка» — почти как членов Политбюро. Сорвать шоу было практически невозможно — оно заранее записывалось и шло под «фанеру».

Филиппов дорожил «оказанным доверием», и даже платил немалые «отступные» дублерам в Малом, чтобы те без шума подменяли его на спектаклях, по времени совпадавших с елками. А сам потихоньку сбегал в Кремль. При этом Филиппов никогда не состоял в партии и сам ставил в Малом шельмуемых в то время Астафьева и Булгакова, чтобы ездить с этими «полулегальными» спектаклями по провинции. Однажды он со злорадством рассказал актеру, своему большому другу Виктору Борцову, как на одной из елок устроители решили показать детям хронику трудовых достижений советского народа — как в программе «Время». На генеральной репетиции представления ребята, увидев надоевшие монотонные кадры, вдруг начали свистеть! «Что они могут понимать? А понимают же...» — радовался Филиппов.

Если все дети страны мечтали увидеть главного Деда Мороза, то все папы мечтали о том, чтобы с ним выпить. Когда Филиппов шел на спектакль в Кремль, у Кутафьей башни его поджидала толпа радостных мужчин с бутылками в руках, скандировавших: «Приезжайте к нам на Колыму!» Жене актера приходилось идти впереди, расталкивая бутылки. За что муж прозвал ее «гестапо».

Жена актера Екатерина Филиппова вспоминала, что Роман Сергеевич мог «принять на грудь» перед выходом на сцену, но играл всегда профессионально. Прокол случился лишь однажды: видимо, не рассчитав «дозу», актер замешкался и не сразу вышел на бис. К счастью, техники успели остановить фонограмму. Другим участникам представления пришлось принять огонь на себя: «Где наш дедушка? Может, заболел? Давайте дружно надуем вьюгу!» Дочка Филиппова, не верившая в Деда Мороза, в тот момент дула особенно старательно. А потом пожурила маму: «Папа болеет, а ты не знаешь!».

Простым людям пообщаться с Дедом Морозом, как правило, не удавалось. Зато для товарищей, вхожих в высокие кабинеты, это было делом привычным. В трудовую нагрузку главного Деда Мороза входило личное вручение подарков внукам больших партийных шишек. Об этой церемонии в специальном кабинете во Дворце съездов Филиппов часто вспоминал с неприязнью. Как-то член политбюро Гришин, приведя за подарком внука, похвастался: мол, внучек у него круглый отличник. Дед Мороз скептически пробормотал в бороду: «Ему-то — и не быть отличником!».

Последняя елка, на которой юные зрители смогли увидеть легендарного Романа Филиппова в роли Деда Мороза, состоялась в январе 1992 года. А в феврале актера не стало. Актриса, игравшая роль Снегурочки в последнем спектакле Филиппова, вспоминает символичную оговорку ведущих шоу. Обычно спектакль завершался словами: «Дед Мороз не прощается с вами». В тот раз вдруг сказали: «Прощается». И оказались правы.

19 февраля 1992 года Романа Филиппова не стало. Причиной его скоропостижной смерти стал оторвавшийся тромб.

Роман Филиппов был похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

О Романе Филиппове была подготовлена телевизионная передача из цикла «Человек в кадре».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта Государственного Академического Малого Театра
Материалы авторского сайта Алексея Тремасова
Материалы сайта www.proekt-wms.narod.ru
Интервью с Екатериной Филипповой в газете «Московский комсомолец»
Статья Марины Архиповой «Роман Филиппов. Ты зачем усы сбрил?»

ИНТЕРВЬЮ С ВДОВОЙ РОМАНА ФИЛИППОВА - ЕКАТЕРИНОЙ ФИЛИППОВОЙ.

— Как вы познакомились?

— Это были съемки картины “Человек не сдается”, директором которой был мой отец. Взял он меня на работу впервые. Как сейчас помню это ощущение: автобус накренился… И я почувствовала, а не просто увидела, как пустой салон наполняется Ромой. И вот он замечает щупленькую студенточку в белом платьице и выдыхает своим басом: “О-го!” И вот на глазах у папы, через 20 минут после знакомства со мной, Рома встает на колени и делает предложение. “Она же еще совсем ребенок!” — рассвирепел отец, не разбирая, шутка это или нет. А потом с рыком бросился за новоявленным зятем. Рома — наутек. Конечно, сцена уморительная: дерзкий мальчишка Филиппов был в два раза здоровее преследователя. Рома с гоготом кинулся в местный пруд, а папа в ярости стал подбирать на берегу камни и целиться в плавающего подлеца. Рома нырял, уворачивался… А я так и не увидела финала — лишилась чувств…

— Любовь с первого слова?

— Да, я любила его до обмороков. Отец сразу почуял неладное, и поселился со мной на противоположном берегу от места съемок: “Чтобы актеры не развращали тебя своей жизнью”. Хотя Рома, как выяснилось, сразу позабыл о своем любовном приключении. Но я слышала его густой голос через озеро... А однажды не выдержала и переплыла туда, к нему. Рома весь заискрился, оценил мой поступок. Мы стали гулять после съемок, но отец буквально ходил за нами по пятам. Он страшно волновался, не мог понять, что Рома на меня и не посягал тогда. Мы потом еще встречались полтора года, не прикасаясь друг к другу!

— Роман был такой нерешительный или вы — строгих правил?

— В то время были совсем другие люди, нежели сейчас. Рома относился ко мне с огромным уважением. После картины я вернулась домой, в Белоруссию, а Роман уже работал в Малом театре. Мы каждый день созванивались, он приезжал в Минск.

Наконец пригласил меня к себе — знакомиться с его мамой. И я отправилась с Ромой на выездной спектакль Пушкинского театра, в Подмосковье. В нем участвовал и Владимир Высоцкий, с которым Романа Сергеевича связала дружба. Что не исключало игривого соперничества: оба стали ухаживать за мной напропалую. Один другого хотел перещеголять. Высоцкий рвал глотку, распевая мне песни о любви. Тут же Роман читал свои эпиграммы на знаменитых актеров… На следующий день оба остыли и с юмором оценили свою донжуанскую браваду. И в качестве примирения после спектакля купили две одинаковые грузинские кепки–аэродромы. И всюду ходили в них, как горячие кавказские братья…

— В какой момент вы перешли к более серьезным отношениям?

— Рома сам принял решение. Когда я окончила институт, мы стали обсуждать, где нам дальше жить. А меня только взяли на работу театральным педагогом в Минске. Рома сказал по телефону: “Ну давай жить в Белоруссии. Завтра я приеду”. А ведь сам он играл тогда в Малом театре Владимира Маяковского. И вот он это ради меня легко оставил… В “Крокодиле” даже появился фельетон: мол, Филиппов предал поэта Маяковского во имя какой-то роковой женщины… А я была еще соплей на проволоке.

— Роман Сергеевич — потомственный актер?

— Детство у него было нелегким. Мать Ромы так и не увидела своего богатыря… Родители всю жизнь трудились в питерском БДТ. Анна Григорьевна, будучи беременной, до последнего месяца гастролировала с театром по российской глубинке. Схватки застали ее в Симферополе. Роженицу отправили в первую попавшуюся больницу... Актриса умерла на операционном столе от заражения крови — в провинциальном городе был дефицит пенициллина. Воспитание мальчика взял на себя отец. А вскоре у Ромы появилась новая мама, которая приняла его как родного. Вместе с отцом они переехали к ней в Горький, где пережили войну.

Рома понял, что хочет быть актером, в один день: тогда в Горький приехал Малый театр во главе с Верой Пашенной, чтобы набирать ребят для поступления в театральное училище. Филиппов услышал новость, загорая на пляже, и прямо в плавках побежал на прослушивание. “Вот это рост! Вот это бас! Фактура не дура!” — поразилась не менее громогласная Пашенная. А через месяц пришел вызов в Щепкинское училище. Потом та же великая актриса дала ему путевку в жизнь — приняла любимого студента в Малый театр.

— И карьера Филиппова сразу пошла в гору?

— Напротив, с его фактурной внешностью Филиппову постоянно поручали яркие, но эпизодические роли. Он обивал режиссерский порог, спрашивал: “Когда я буду играть нормальные роли?” — на что мэтры Малого театра жестоко отрезали: “После нашей смерти”. А потом еще вышла нелепая ссора с Верой Пашенной…
Роман тогда получал в театре копейки, жил впроголодь… Однажды он написал заявление на прибавку жалованья. Суровая Пашенная созвала собрание и стала возмущаться: “Как могут молодые актеры требовать повышения, когда великие получают мизер?!” Рома был остр на язык: “Но я ем больше, чем вы и все наши именитые актеры, вместе взятые!” Вера Николаевна была шокирована, раскричалась. Рома хлопнул дверью и написал заявление на увольнение…

Слава пришла к нему в Белоруссии, когда он переехал ко мне. В русский театр Рома не пошел, так как на собеседовании он запросил 120 рублей, а режиссеры пытались скостить десятку. “Не хочу работать с теми, кто торгуется за талант”, — махнул рукой Рома. А чтобы играть в белорусском театре, он выучил язык за две недели. У него были феноменальные лингвистические способности.

— В кино его судьба сложилась более удачно?

— Спустя семь лет мы переехали в Москву, где Рома уже удостоился заслуженного артиста за фильмы. Его снова позвали в Малый театр. И нам дали квартиру в Калашниковом переулке…

Рома жалел, что не снялся у двух своих любимых режиссеров — Тарковского и Германа. А так его приглашали почти все… Но опять же — в эпизоды.
Со временем Рома стал одним из самых высокооплачиваемых и известных актеров в столице. Где бы он ни шел — по столичному проспекту или улочке захолустного городка, — вслед ему неизменно кричали: “Приезжайте к нам на Колыму!”

— А вы на гастроли с мужем ездили?

— Мы ездили с театром по всему Союзу. Играли в домах культуры, с которых порой топором сбивали висячий замок…

Как-то приехали в женскую колонию. Я вышла объявлять номер и вдруг увидела, что на первом ряду сидят зэчки с задранными юбками. А на ногах у них чернилами написано приветствие: “Добро пожаловать!” Я в смятении убежала за кулисы, Рома замялся, он в этом плане всегда был застенчивым…

— Почти 20 лет Роман Филиппов был кремлевским Дедом Морозом. А ваша дочь верила в сказку?

— Дома Рома никогда не преображался в старца с ватной бородой — Аня думала, что за каждой сказкой стоит профессиональный актер. Но однажды подъемник, на котором Рома в роли Деда выезжал из-под сцены, не сработал. Фонограмму остановили. Снегурочке пришлось импровизировать: “Где же наш Дедушка? Наверное, заболел! Давайте дружно надуем вьюгу, чтобы он прилетел!” Аня, которая обычно не верила в сказочность отца, дула изо всех сил. А меня упрекнула: “Папа болеет, а ты и не знаешь!”

— Вам приходилось бороться с профессиональным пьянством новогоднего старца?

— Роман Сергеевич пил, как пьют все талантливые люди. Но рассказывал об этом процессе так вкусно, что у многих слушателей складывалось ложное впечатление, будто он мог выхлебать ведро. Однажды пришел на спектакль — и лыка не вяжет… Режиссер Бабочкин разозлился и сказал, что, если артист хоть раз запнется, сразу вылетит из театра. Но на сцене Рома преобразился и четко сыграл свою роль.
На “елку” нас всегда забирала из дома личная кремлевская машина. Возле Кутафьей башни была толпа, через которую мы буквально протискивались. Все мужики хотели с ним выпить, чтобы потом хвастаться... Они протягивали нам бутылки водки, а я шла впереди и расталкивала их руки. Муж за это в шутку называл меня личным гестапо…

— Кто из вас был хозяином в доме?

— Рома в быту был ужасно неприспособленным. Жил по каким-то своим великанским меркам. Например, свои вещи обычно клал на шкаф — ему было легче их доставать оттуда. За ним надо было ухаживать, как за большим ребенком.

— А вообще он был хорошим семьянином?

— Роман влюблялся на стороне. У него были романы, я это видела. С какими глазами он приходил иногда после театра, как он любезничал за кулисами… И я боролась с этими женщинами. Естественно! Ходила к этим актрискам домой: “А вы сможете жить его жизнью, как я? Прорабатывать каждую роль, ухаживать, быть подругой, а не только любовницей?” И я всех перетерпела, надоевшие переждала… И он видел, что я переживаю: приходил с цветами, просил прощения… Я ведь совсем девчонкой вышла за него замуж, он был на пять лет меня старше. И мне всегда хотелось быть лучше тех женщин. Мне хочется думать, что удалось.

Иногда я впадала в немилость — тогда он орал так, что сотрясались стены. Но чтобы он ударил женщину — такого я не могу представить в страшном сне. Рома с его силищей мог и человека убить. Но в жизни не обидел и котенка.

— Он пытался обустраивать семейный быт?

— Был курьезный случай, когда Валера Носик купил прекрасный кухонный гарнитур и отвел нас в тот же магазин. Но все гарнитуры оказались уже “забронированы”. А одним из министров тогда был некий Филиппов. Носик стал нашептывать Роме: “Скажи, что ты брат министра Филиппова!” Роман Сергеевич приосанился и рявкнул: “А вы знаете, чей я брат?! Про министра такого слыхали?!” — и сунул под нос продавщицам паспорт. Нам тут же оформили покупку.

А вообще даже на заграничных гастролях мы не ходили по магазинам: Рома был всегда занят. А я всегда была у него под боком. Однажды мне в руки попалось интервью с ним, и я узнала о муже много нового. Например, что Рома давно перечисляет часть доходов в Детский фонд. И что однажды перевел деньги пострадавшим при землетрясении в Армении…

— Он заработал инфаркт из-за творческих переживаний?

— Первый инфаркт с ним случился после гастролей в Донецке. “Мне 30 лет, работаю как бык, но до сих пор не сыграл ни одной по-настоящему стоящей роли в кино!” — корил он себя. Хотя его звали в Голливуд, в Грецию — после гастролей… Но разве мог он оставить Россию? Хотя большевиков Рома ненавидел люто — он так и говорил: “Я не могу не любить людей, поэтому ненавижу систему”. Все вылилось в болезненные переживания — три месяца он приходил в себя после приступа…

Все кризисы и болячки страны он воспринимал как свои личные. Мы отдыхали в деревне под Ленинградом, когда начался ГКЧП. Услышав тревожные сообщения по радио, мой муж вскочил и бросился к трассе. Автобусы не ходили, и мы бежали от Комарова до следующей станции. Роме казалось, что он должен приехать в Питер и что-то сделать. Я бежала за ним прямо в домашних тапочках и кричала вслед: “Какое тебе до этого дело?!” За все, что происходило на его глазах, он платил всем своим сердцем: “Что будет со страной? Что будет с театром?..” Уже в Москве его увезли в кардиологию. И после второго приступа посадили на диету: не есть, не пить, не курить. Рома худел мучительно, но по-прежнему шутил: “Скоро сдуюсь до крупных ролей...”

…Мы еще оба преподавали в ГИТИСе. В тот день он пересидел худсовет, а потом прилег на кафедре. Я ушла на занятие: не догадывалась, как ему плохо. А когда вернулась, узнала, что его забрала “скорая”. Мы с дочкой Аней ночью пробились к нему в палату… Он успокаивал нас: “Что ты приехала? Со мной ничего страшного, не выдумывай…” А уже на следующий день его не стало.

Похороны почти не помню… Зал — в нем много известных лиц, но все они слились в одно сплошное пятно… С тех пор я перестала смотреть фильмы с участием Ромы.

— О чем вы жалеете в вашей совместной жизни?

— Мы практически всю жизнь не расставались, а что с того? Именно в тот момент, когда нужно было быть рядом, меня не оказалось. Я до сих пор не могу себе это простить… От него у меня осталось только одно письмо. Все остальное — фотографии, стихи — хочу отдать в Музей Островского. Больше некому доверить этот архив. Роман говорил: “Когда доведется меня хоронить, не плачьте. Лучше рассказывайте анекдоты из моей веселой жизни”. А больше мне ничего не осталось.

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1. Чемпион мира - 1954 - борец
2. Зелёный фургон - 1959 - Бык
3. Впереди - крутой поворот - 1960
4. Человек не сдаётся - 1960
5. Девчата - 1961 - Вася Зайцев
6. День, когда исполняется 30 лет - 1961
7. Последний хлеб - 1963
8. Криницы - 1964
9. Город мастеров - 1965 - Еарон
10. Саша-Сашенька - 1966
11. Три толстяка - 1966 - Просперо
12. Бриллиантовая рука - 1968 - гость с Колымы
13. По Руси - 1968 - Коновалов
14. 12 стульев - 1971 - Никифор Ляпис-Трубецкой
15. Джентльмены удачи - 1971 - Никола Питерский
16. Драма из старинной жизни - 1971 - Прохор
17. Конец Любавиных - 1971 - Федя
18. Старики-разбойники - 1971 - Громила
19. Телеграмма - 1971
20. Тени исчезают в полдень - 1971 - Демид Меньшиков
21. Гроссмейстер - 1972
22. Кортик - 1973 - Филин
23. Тёща - 1973
24. Эта весёлая планета - 1973 - "Страж"
25. Любовь земная - 1974 - директор цементного завода
26. Достигаев и другие - 1975
27. Весь мир в глазах твоих... - 1977
28. Судьба - 1977 - директор цементного завода
29. Баламут - 1978 - Фёдор Парамонов
30. Дипломаты поневоле - 1978
31. Живите в радости - 1978
32. По улице комод водили... - 1978 - Булыжников
33. Возьми меня с собой - 1979
34. Дикая охота короля Стаха - 1979 - Дуботовк
35. Юность Петра - 1980 - Ромодановский
36. В начале славных дел - 1980 - Ромодановский
37. Срочно... Секретно... Губчека - 1982
38. Суббота и воскресенье - 1982
39. Чародеи - 1982 - Камнеедов
40. Женатый холостяк - 1983 - Степан Кузьмич
41. О странностях любви - 1983
42. Борис Годунов - 1986
43. Акселератка - 1987 - Вовчик
44. Недоросль - 1987
45. Реквием по филею (новелла в киноальманахе "В поисках выхода") - 1988
46. Мисс Милионерша - 1988
47. Вход в лабиринт - 1989 - Беловол
48. Сувенир для прокурора - 1989
49. Захочу - полюблю - 1990 - Матвей Карпович
50. Аферисты - 1990 - дьяк
51. Говорящая обезьяна - 1991
52. Действуй, Маня! - 1991
53. Очаровательные пришельцы - 1991
54. Призраки зелёной комнаты - 1991
55. Хищники - 1991
56. Господа артисты - 1992 - губернатор
57. Маэстро с ниточкой – 1993

РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:

1970 – Зуев «Человек и глобус» В.Лаврентьева
1970 – Полковник Иванов «Так и будет» К.Симонова
1970 – Г-н Пиквик «Путешествие без багажа» Ж.Ануя
1970 – Джеф «Эмигранты» А.Софронова
1970 – Капитон Иваныч «Растеряева улица» Г.Успенского
1971 – Пропотей «Достигаев и другие» М.Горького
1971 – Ляпкин-Тяпкин «Ревизор» Н.Гоголя
1972 – Герман Ковалев «Твой дядя Миша» Г.Мдивани
1972 – Барин «Умные вещи» С.Маршака
1973 – Голубь-сын «Царь Федор Иоаннович» А.Толстого
1974 – Несчастливцев «Лес» А.Островского
1975 – Митрич «Власть тьмы» Л.Толстого
1975 – Глоба «Русские люди» К.Симонова
1975 – Скалозуб «Горе от ума» А.Грибоедова
1976 – Поп «Беседы при ясной луне» В.Шукшина
1977 – Сильвестр «Плутни Скапена» Ж.-Б.Мольера
1977 – Лазарев «Маленькая эта земля» Г.Джагарова
1978 – Боровцов «Пучина» А.Островского
1978 – Бероян «Головокружение» Г.Саркисяна
1979 – Лотохин «Красавец-мужчина» А.Островского
1982 – Осип «Ревизор» Н.Гоголя
1984 – Царь Леонид «Мой любимый клоун» В.Ливанова
1985 – Абрезков «Живой труп» Л.Толстого
1986 – Юсов «Доходное место» А.Островского
1986 – Скотинин «Недоросль» Д.Фонвизина
1986 – Луп-Клешнин «Царь Федор Иоаннович» А.Толстого
1986 – Юсов «Доходное место» А.Островского
1987 – Гричмар «Игра» Ю.Бондарева
1988 – Джеймс Тайрон «Долгий день уходит в ночь» Ю. О’Нила
1990 – Журден «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера
1991 – Кайзер «Кетхен из Хайбронна» Клейста
1991 – Князь Александр Павлович «Холопы» П.Гнедича

ОЗВУЧИЛ МУЛЬТФИЛЬМЫ:

1. Волшебник Изумрудного Города - 1973-74
2. Влюбчивая ворона - 1988 - Медведь


24 января 1936 года – 19 февраля 1992 года

Похожие статьи и материалы:

Наталья Гундарева и Михаил Филиппов (Цикл передач «Больше, чем любовь»)
Филиппов Роман (Цикл передач «Человек в кадре»)
Филиппов Сергей (Документальные фильмы)
Филиппов Сергей (Цикл передач «Чтобы помнили»)
Филиппов Сергей (Цикл передач «Острова»)
Филиппов Сергей (Цикл передач «Мой серебряный шар»)
Филиппов Сергей (Цикл передач «Легенды мирового кино»)
Филиппов Сергей (Цикл передач «Как уходили кумиры»)
Филиппов Сергей Николаевич (Актёры)



Источник: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=301


Закрыть ... [X]

Сонник Пожар, к чему снится Пожар во сне видеть На пальце прыщ или бородавка



Мужчина и надоевшие отношения Сибирский цирюльник (1998) смотреть онлайн или
Мужчина и надоевшие отношения Филиппов Роман Сергеевич Чтобы Помнили
Мужчина и надоевшие отношения ПОСЛЕДНИЕ СВОДКИ (ОБНОВЛЯЕТСЯ!)
Мужчина и надоевшие отношения 313 Психологическая коррекция нарушения мотивации учебной деятельности
Мужчина и надоевшие отношения Близнецы-женщина, характеристика. Гороскоп
Мужчина и надоевшие отношения Где можно издать сборник рассказов - Cправочник писателя
Мужчина и надоевшие отношения День рождения для вашего ребенка / Праздник дома
Джиган и Оксана Самойлова стали родителями в третий раз Игра Цитаты из фильмов : NNM-Club Как подключить компьютер к телевизору через HDMI? Как самостоятельно подписать драйвер для Windows 7 Windows Калитка своими руками - как изготовить и установить калитку(фото) Локоны утюжком (41 фото видео-инструкция как закрутить своими руками) Поздравление с тридцатилетием женщине Прикольные поздравления брату от сестры